Наступление смерти

Не нужно думать, однако, что продолжительность жизни организма зависит только от большей или меньшей способности клеточных элементов различных видов животных к размножению и возрождению.   Напротив, наблюдения над средней продолжительностью жизни различных видов животных показывают, что она определяется и целым рядом других внутренних и внешних факторов; и средний век планарии, столь превосходящей человека способностью своих тканей к возрождению, много короче средней продолжительности жизни человеческого организма.

Когда врач констатирует наступление смерти, далеко не все части организма уже утратили свою жизнеспособность. Перестало биться сердце, не дышат легкие, утратила возбудимость нервная система, организм как целое не существует больше. Но многие клетки еще сохраняют свою жизнеспособность. У мертвеца слегка отрастают сбритые волосы. Профессору К у л я б к о удавалось заставлять биться человеческое сердце, вынутое из трупа более суток после наступления смерти. Брюхоненко оживляет умерших собак, искусственно возобновляя кровообращение. Опыты воскрешения умершего организма трудны, потому что нервная система при прекращении кровообращения претерпевает   быстро   глубокие  и необратимые биохимические изменения. Вырезав кусочек ткани и поместив ее в искусственную питательную среду, можно, меняя среду и пересевая кусочки, долго поддерживать жизнь ее клеток. Вырезанный кусочек сердца куриного зародыша, систематически пересаживаемый в искусственной часто сменяемой питательной среде в лаборатории проф. Kappeля уже в несколько раз пережил среднюю продолжительность жизни курицы.

Клетки

У высших животных и у человека процессы возрождения идут в течение всей жизни. Несмотря на ритмическое чередование работы и покоя, клетки органов постепенно истощают свою энергию. На смену им приходят новые поколения, нарождающиеся из старых, им подобных. Отмирание одних, образование новых клеточных элементов, частичные смерть и возрождение органов и тканей беспрерывно совершаются в течение всей индивидуальной жизни организма.

Один ученый, подсчитав ежедневные потери организма и связанное с ними обновление его новыми клеточными элементами, пришел было даже к заключению, что в течение семи лет человек обновляется полностью, что по прошествии семи лет в человеке не остается ни одной активной клетки из тех, что были семь лет назад. Из нижеследующего будет видно, в какой мере необосновано это, не лишенное забавности, но в корне неверное заключение.

Не все клетки человеческого организма обладают одинаковой способностью к размножению. На первом месте стоят в этом отношении кровотворные клетки, клетки, продуцирующие сперматозоиды, клеточные элементы соединительной ткани. Очень значительной способностью к размножению и возрождению обладают клетки некоторых внутренних органов, особенно печени. По мнению, которое в настоящее время общепринято, клетки центральной нервной системы после рождения ребенка уже не размножаются вовсе. Тем более приходится удивляться их устойчивости: ведь именно им приходится выполнять в течение длинной человеческой жизни главную роль как в телесной, так и в психической жизни человеческого организма. Именно они поддерживают на протяжении всей жизни единство психической личности и ее развитие, о которых позабыл вышеупомянутый ученый со своей теорией полного обновления организма в семилетний период.

Возрождение

Вудреффу удалось в течение пяти лет наблюдать в культуре инфузорий 3029 генераций в результате последовательного деления. Если бы все образующиеся при этом инфузории не погибали жертвами неблагоприятных влияний окружающей среды, от которых в опыте отдельно отсаживаемую вновь образовавшуюся особь защищала забота экспериментатора, то масса образующихся инфузорий гораздо раньше истечения пяти лет превысила бы массу земного шара. И при этом — никаких видимых признаков старческого увядания!

Так создалось, неверное, конечно, но долгое время занимавшее умы ученых представление, что на первых этапах своего развития жизнь не знала железного закона смерти, что смерть будто бы явилась к нам в процессе эволюции жизни вместе с более сложными ее формами — теми, которые гордый человеческий ум признает венцом природы.

Если у одного из видов плоских червей — планарии отрезать головную часть, то взамен ее вырастает новая голова, полностью заменяющая отрезанную. У дождевого червя в подобных опытах необходимым условием возрождения головы является присутствие в ране конца перерезанного нерва. С усложнением строения организма, с возрастающей в нем дифференцировкой органов и их функций возможность возрождения утраченных частей становится все более ограниченной. У низших позвоночных животных—у холоднокровных наблюдается возрождение целых отдельных органов (плавника, хвоста, конечности, даже целого глаза) при условии оставления на месте произведенной операции жизнеспособных клеток, являющихся структурными элементами этих органов. У теплокровных животных возрождение возможно лишь в пределах определенного типа ткани. Печеночная клетка, размножаясь, может дать только себе подобную по форме и физиологическому значению печеночную же клетку.

Процесс жизни

Наука о жизни, биология, рисует нам процесс жизни как беспрерывное ритмическое колебание процессов созидания и частичного разрушения, процессов усвоения и ассимиляции (уподобления) принятых организмом пищевых веществ и процессов диссимиляции (разложения, окисления), освобождающих энергию, необходимую для проявления жизненных функций. Другие процессы, наблюдаемые в живом организме, — рост как преобладание процессов ассимиляции над разрушением, ведущее к накоплению в клетке живой материи, размножение клеток как рост за пределы индивидуальности, движение и т. д. — могут быть хотя бы отчасти понятны как следствие первых. Их безвозвратное уничтожение есть смерть.

Постоянство формы и химического состава, питание и рост и, наконец, способность воспроизведения себе подобных „специфических форм» жизни — таковы основные % признаки всего живого. Питание, ассимиляция влекут за собою рост, а последний оказывается возможным лишь до известных пределов, поставленных природой индивидуальности клетки. Достигнув их, клетка разделяется на две, во всем подобные материнской, наступает процесс размножения, своего рода рост за пределы индивидуальности. Этот процесс развития жизни можно наблюдать в мире одноклеточных организмов почти беспредельно. Поставленные в благоприятные условия среды, где нет места для случайной внешней причины смерти, они могут производить впечатление бессмертных.