Герокомика Античности и Средневековья

Во 2 веке нашей эры древнеримский врач Гелен определял старость не как болезнь, а как пограничное состояние между больным и здоровым организмом. Древние римляне интересовались омоложением, но выбираемые ими способы были слегка экстравагантными. Известно, что после гладиаторских боев некоторые зрители бросались на арену, чтобу умыться не остывшей еще кровью поверженных молодых мужчин.

Еще Гераклит объяснял старение как потерю организмом тепла и влаги. Теория о тепле сходна с современной теорией о старении: ухудшении способности клетки синтезировать энергию. Энергия – синоним тепла.

Древние философы и врачеватели давали советы по здоровому образу жизни и по уходу за пожилыми людьми. Эти рекомендации не лишены здравого смысла, но радикально продлить жизнь они не могли. Гиппократ(«Афоризмы»), Аристотель («О молодости и старости»), Цельс, Асклепиад рекомендовали гимнастику, водные процедуры, диету, массаж для сохранения тепла и влаги организмом. У древнего грека Эрасистрата был такой рецепт: 3 капли хорошего виноградного вина добавлять в любую пищу и питье.

Асклепиад пропагандировал очистительные процедуры: очищение кишечника клизмой, баню, ограничения в еде, массаж живота.

Алхимики не тратили время на здоровый образ жизни. Причиной старости они считали несовершенство человека. А методом обессмертить человека считали достижение гармонии. Гармонии можно достичь благодаря волшебному эликсиру, философскому камню или пятому (божественному) элементу. В ствринных алхимических сбониках сохранились рецепты из довольно экзотических компонентов.

Среди ученых-приверженцев Ислама, интересующихся долголетием, можно назвать Гебера, Аль-Рази, Авиценну.

Взгляды средневековых философов далеки от античной естественности. Френсис Бэкон считал средствами для продления жизни дыхание девушек, змеиное мясо, золото, жемчуг и ладан.